Ранее мы рассказали о том, почему нельзя считать слуховой аппарат крайней мерой и почему бессмысленно и даже вредно приобретать его самостоятельно, без консультации с врачом-сурдологом. Однако бывают ситуации, когда даже качественнный и правильно подобранный слуховой аппарат не способен дать возможность слышать. Есть ли надежда у таких больных? Продолжаем разговор с врачом-сурдологом центра слухопротезирования «Отосфера» Ириной Илларионовной Вьюгиной.
– Ирина Илларионова, возвращаясь к нашей прошлой беседе: как предупредить дальнейшее возрастное ухудшение слуха у взрослого человека, если у него уже обнаружены проблемы со слухом?
– Важно лечить имеющиеся общие заболевания кровообращения: гипертонию, сахарный диабет, атеросклероз, а также посещать врача-сурдолога хотя бы раз в год, не бояться пользоваться слуховым аппаратом. Выполнять рекомендации врачей. Положительно воздействуют на восстановление слуха витамины группы Б. Главное – не сидите, не ждите, а действуйте!
– Что нужно делать, если внезапно резко ухудшился слух?
– Иногда у человека возможно резкое ухудшение слуха из-за воспалительного заболевания, или из-за перенесенного стресса. Нужно действовать быстро, не ждите, что само пройдет. При острой сенсоневральной тугоухости желательно поставить диагноз и назначить лечение в течение трех дней. При спазме сосудов через несколько дней уже начинают отмирать волосковые клетки. Поэтому чем раньше обратиться к врачу, тем выше шансы на восстановление слуха даже до нормы.
– Вы говорили о том, что слуховой аппарат полезен на любых, даже ранних стадиях тугоухости. Но бывает, что слуховой аппарат не помогает. Есть ли у таких больных надежда? В последние годы часто говорят о так называемой кохлеарной имплантации. Расскажите о ней подробнее. Что это за процедура, кому она может помочь?
– Кохлеарная имплантация — это операция, которая, в некоторых случаях может стать альтернативой ношению слухового аппарата. Кохлеарная имплантация эффективна при сенсоневральной тугоухости, когда слуховой нерв сохранен, а волосковые клетки, рецепторы внутреннего уха (улитки), погибли. При операции в улитку вживляется цепь электродов. При вживлении электродов в улитку акустические сигналы, подаваемые на электроды при помощи внешнего речевого процессора, который носится так же, как слуховой аппарат, преобразуются в электрические и попадают уже не в рецепторы, которые погибли, а непосредственно в слуховой нерв. Показания для такой операции вполне определенные: снижение слуха больше 95 дцб, другими словами, полная глухота. Имплантация дает хороший эффект у детей, особенно в возрасте до 2-х лет: при проведении имплантации в таком возрасте после 4-х лет прооперированный ребенок начинает развиваться как нормально слышащий.
– Где проводят операции по кохлеарной имплантации?
– Операции по кохлеарной имплантации делаются в Санкт-Петербурге — в ЛОР НИИ и в Москве — в Российском научно-практический центре аудиологии и слухопротезирования.
Пациенты проходят после операции длительную реабилитацию, в течение 3-5 лет необходимы занятия с сурдопедагогами, восстановление речевых навыков, также требуется регулярное обслуживание внешнего речевого процессора. У нас в Нижнем Новгороде детки с кохлеарными имплантами есть, они регулярно наблюдаются в Нижегородской областной полилинике им. Семашко. Однако, повторюсь, сама операция и настройка процессора делается в Москве и Санкт-Петербурге.
– Может ли кохлеарная имплантация помочь взрослым глухим людям?
– Она может быть эффективна и у взрослых людей, у которых по тем или иными причинам произошла резкая внезапная потеря слуха, и им не помогает слуховой аппарат. При этом, даже если вам кажется, что аппарат не помогает, его все равно нужно носить, чтобы тренировать слуховой нерв. Если человек с сенсоневральной тугоухостью годами не пользуется слуховым аппаратом, его слуховой нерв атрофируется и кохлеарная имплантация может быть неэффективной.
Беседовал Данила Резак.
Статистика: по данным Минздрава РФ, с 2008 по 2015 гг. в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи кохлеарная имплантация была проведена более чем у 6,6 тыс. детей. Ежегодно от 170 до 200 взрослым гражданам проводят операцию кохлеарной имплантации.